Статьи

Главная » Психология. Всякая вс... » Азбука публичного выс...

Азбука публичного выступления

Азбука публичного выступления

Вам, возможно, приходилось читать статьи о публичных выступлениях. Мне тоже. Однако, моя печаль не была бы так велика, если б понимал, что большинство авторов – люди с богатым опытом. К сожалению, исходя из прочитанного, часто можно сделать вывод о том, что опыт человека, писавшего те строки, ограничивается лишь выступлениями на школьных КВНах. Что ж, такова их судьба…

Со своей стороны, имея пятилетний опыт проведения концертов – предлагаю вам небольшой обучающий экскурс, задача которого состоит в усвоении основных правил сценического поведения, и благоразумного отношения к самому феномену Публичного выступления. И первая мысль, которую я хочу, чтоб вы усвоили в самом начале, гласит о том, что фундаментальная миссия оратора заключается в желании доставить Удовольствие публике своим выступлением!

Занавес.

Но, прежде, чем начинать разговор о том, какими способами повысить качество своих публичных выступлений, сперва, необходимо понять, что же именно нам мешает с успехом выступать перед людьми. И, действительно, давайте подумаем, что же может нам мешать?

Отсутствие навыков и опыта?
Незнание, как «это» делается?
Неуверенность?
Нервозность?
Страх…?

Однажды, группа исследователей, занимающаяся изучением вопросов страха в жизни людей, произвела опрос среди населения, на тему того, чего же они больше всего боятся в жизни? – не стоит думать, что сейчас последует ответ – публичных выступлений! Нет. На словах многие ответили, что боятся смерти, бедности, старости, одиночества, равнодушия и т.д. Но, когда учёные стали проводить эксперименты, как условие подтверждения научной обоснованности, оказалось, что наибольшие импульсы страха, мозг посылает организму, когда человек оказывается… на грани смерти…
Это вполне логично.

Но, каково же было их удивление, когда обнаружилось, что ВТОРЫМ по степени страха, оказалось то условие, когда человек был поставлен для выступления перед публикой, внимательно наблюдающей за ним…

А на третьем, четвёртом и прочих местах, оказались моменты страха потери близких, смертельных болезней, бедности и других несчастий.

Просто попробуйте сейчас представить, как вы будете себя чувствовать, если в сию же секунду окажетесь на сцене, с микрофоном в руках, перед аудиторией, хотя бы в 500 человек…

Согласитесь, что для новичков это окажется большим потрясением…
Но, чтобы его предотвратить, приглашаю вас познакомиться с некоторыми способами и приёмами, которые поспособствуют тому, чтобы ваше выступление перед теми пятьюстами – принесло вам большое потрясение от удовольствия самим собой.

Итак, с чего начинать, если через полчаса вам предстоит выступать с докладом, презентацией, песней, стихотворением или призывом к революции?
Сейчас, как раз то самое время, когда Страх должен просачиваться в вас через все швы…
До выступления остаётся 15 минут…

У вас повышается потоотделение, которое вы стараетесь не замечать, вы ощущаете слабость в ногах и руках, кажется, что во рту вот-вот может пересохнуть, и вы не произнесёте ни слова. Конечно же, учащается сердцебиение и повышается общая возбудимость организма.

Стоп! А теперь мы посмотрим на это с другой стороны:
Организм произвёл выброс адреналина в кровь, который вызвал комплекс биохимических реакций в вашем теле. Теперь к вашему мозгу приливает больше крови, и это ускоряет мыслительные процессы. Ваши глаза наполняются привлекательным блеском. Вы более сообразительны и скорость ваших реакций значительно повышается! А разве это не то, что нам надо?

Перед выходом.

Теперь, за 10 минут до вашего выхода, мы постараемся правильно распорядиться подаренным нам адреналином и его плодами. Для этого мы распределим общую возбудимость по всему телу: если вы не инвалид в коляске – произведём 10 полноценных приседаний, глубоко подышим, сделаем несколько лёгких скручиваний взад-вперёд, и немного повращаем руками, как лёгкими мельницами. Так, мы распределим энергию возбуждения по всему телу. Пожалуйста, не переусердствуйте! Иначе, выйдя на сцену задыхающимся, вы вызовете массу кривотолков и подозрений…

Не останавливаясь на этом, посмотрим в зеркало. Нравится? - если не очень, то займёмся лицом. Чем можно оживить мимику? – тоже гимнастикой! Если рядом находятся люди, можете отвернуться, чтоб не вызывать у них смущения, когда начнёте корчить рожицы, растягивать ртом мышцы лица, сдвигать брови, двигать челюстью, обнажать зубы и шевелить всем, чем сможете на своём красивом лице
Загляните-ка ещё раз в зеркало. Как теперь?

Ой, вас уже вызывают. Объявили, что сейчас ваш выход на сцену!

За те пару секунд, отделяющих вас от прожекторов внимания, постарайтесь визуально примерить на себя большое генеральское пальто, чёрного цвета, с блестящими звёздочками на погонах. Это позволит выровнять вашу осанку во время выхода и на протяжении всего выступления. Не снимайте пальто, пока ваше выступление не закончится! А уж потом, можно будет снова сгорбиться, если будет желание.

Я знаю, что многие люди, в момент выхода на сцену или за трибуну, больше всего мечтают о том, как бы скорей оттуда уйти, сказав свои три слова. Им кажется, что сидящие в зале, только для того и пришли, чтобы наблюдать за их позором.

Поймите, пожалуйста, простое явление: то, с каким настроем вы ступаете своими ножками на сцену – становится очень понятным и заметным с позиции зрителя, аудитории, публики. Если внутри себя вы настроены на то, чтоб скорей убежать от зрителей – они это обязательно почувствуют! И автоматически станут «помогать» вам в этом – не будут слушать, потеряют интерес, начнут разговаривать друг с другом, бессмысленно жать кнопки мобильных телефонов и т.д.

Поэтому, наша первостепенная задача заключается в том, чтоб выйдя к публике уверенной походкой, энергичным, бодреньким и сияющим, настроенным на живое выступление перед интересными людьми – комплексно дать им понять, что мы вышли на сцену со знанием дела. Что мы готовы посвятить это время не бестолковой массе идиотов, а наоборот - симпатичным, умным, доброжелательным людям.
Увидели людей, зорко наблюдающих за вами. В эти секунды абсолютно все смотрят на вас! И первые ваши слова, движения и действия во многом предопределят их реакцию и отношение к вам.

На этих этапах, некоторые авторы, рекомендуют представлять сидящих перед вами людей – обнажёнными. Если вам по-прежнему страшно – представлять всех маленькими букашками или зверьками. Забавными и безобидными. Порой, можно встретить рекомендацию, предлагающую смотреть поверх голов сидящих в зале. Однако, подобные стратегии поведения, представляются мне неэффективными. И даже вредными. Поскольку они предполагает транзакции на уровне «Взрослый – Ребёнок» - где вы оказываетесь в роли некого сверхлидера, спустившегося на землю к простым смертным. Безусловно, это позиция конфронтации. И, скорей всего, ваше выступление окажется провальным. Подобную модель, с учётом ещё больших глупостей, использует Жириновский. А зачем вам такая слава?

Новая концепция.

Более эффективной и качественной, мне представляется та модель поведения, при которой вы, кем бы по половому признаку не были – выступаете в роли Мужчины, а все слушатели, каковым бы не было гендерное превосходство присутствующих – Женщины.
Получается, что публика – «Женщина», вне зависимости от пола и возраста её составляющих, а оратор – «Мужчина», кем бы он ни являлся от природы…

Таким образом, являясь на сцену во всей своей красе, в позиции «Мужчины», наша задача на протяжении всего выступления будет сводиться к тому, чтобы грамотно, вежливо, с юмором, вниманием и заботой, относиться ко всей аудитории, выступающей в позиции «Женщины»

Сейчас, читая эти строки, уделите, пожалуйста, пару минут на то, чтоб хорошенько обдумать эту концепцию. Постарайтесь мысленно представить себе, как это выглядит?

Оратор – всегда «Мужчина», публика – всегда «Женщина»…
Находите ли вы плюсы подобной модели?
Позволяет ли она оратору, быть «на равных» с теми, для кого он выступает?

Есть ли в этой модели почва для создания крепкого и благоприятного впечатления о вас? – предположим – «да», а благодаря чему?

Готовы ли вы «ухаживать» за публикой так, чтоб и она и вы получили от этого удовольствие?

Надеюсь, что – ДА!

Если так, то приглашаю продолжить наше погружение в освоение сценических навыков:
Находясь на сцене или в зоне внимания, помните, что вы выступаете перед «Женщиной», которая в первую очередь производит подсознательную оценку вашей внешности. Затем, дополняет своё впечатление о вас скоростью, темпом и мелодичностью звучания вашей речи, а уже в самую последнюю очередь, постарается понять смысл излагаемого вами повествования.

Выходит, что важно не столько то, ЧТО вы говорите, а то, КАК вы говорите, и как при этом ВЫГЛЯДИТЕ.

Почему так происходит? – ответ кроется в физиологии: зрительный нерв, – на который приходятся именно 60 % визуального восприятия вас, в 50 раз толще слухового! То, что мы видим, запоминается лучше того, что мы слышим (30%)! А уж из всего представления – на унесённый домой смысл вашей речи, будет приходиться около 10 %.

Чтобы читатель убедился в изложенном, обращусь к вам с просьбой: Вспомните, пожалуйста, сколько выступлений Путина вы видели?
10? 20? А может, больше?

Хорошо. А насколько точно вы сможете передать смысл, суть и содержание его выступлений? Хотя бы своему родственнику или другу. Понятно, что Владимир Владимирович говорил про государство и современные стратегии политической системы. А что именно? О каких нововведениях он говорил? В чём сейчас стратегические планы государства?

Если вам не нравится этот пример, то, пожалуйста – тот же самый вопрос о последнем выпуске юмористической программы: сколько шуток вы помните?

Мы все устроены природой по очень схожей системе. Поэтому, в большинстве случаев – ответы на подобные вопросы будут весьма скромными. В отличие от ответов на вопросы о том, как звучит голос Путина, или как он выглядел…

Вы на сцене.

Что же нам нужно, чтобы и в этих пунктах, аудитория смогла по достоинству оценить наше выступление?

1. Внешний вид (60%) – визуальный канал – формирует:

Наша осанка – а мы одели «шинель генерала», должна говорить зрителям о том, что мы стойкие и целеустремлённые!

Наше одеяние – если это бизнес презентация – лучше отдать предпочтение деловому костюму, нежели спортивному;

Учитывайте социальный класс той публики, к которой вы выйдете с речью – подбирайте одежду таким образом, чтобы быть «своим». Но, если вам предстоит выступать пред ветеранами – вешать на себя медали – будет излишним.

НЕ поворачивайтесь спиной к «Женщине» - если того не требует сценарий вашего выступления, поскольку спина – это сценический жест неуважения к публике;

Принимайте открытые позы – не усердствуя в широте расставления ног, как это иногда делает Д. Нагиев. Пусть ваши руки всегда будут «живыми». Если необходимо упомянуть об увеличении прибыли за последний рабочий квартал – руки, растягиваемые гармошкой вверх – послужат красочным штрихом. Аналогично и в отношениях ширины, глубины, скорости, расстояния, разницы, движения, высоты и прочих показателей;

Старайтесь как можно чаще перемещать своё тело в пространстве – ибо движущиеся предметы намного больше обращают на себя внимание, нежели статичные. Вспомните, насколько всё подвижно в Лас –Вегасе…

Позвольте себе смотреть людям в глаза. Без спортивных соревнований, в игру «кто кого?» - нет. Просто время от времени, старайтесь с каждым человеком хоть на долю секунды встретиться взглядами.

Вспомните, как реагируют женщины, когда вы бросаете им заигрывающие взгляды. Вы становитесь им интересным. То же самое проверьте и с публикой!

Чаще всего жестикулируйте правой рукой. Меньше – левой. Поскольку правая рука связана с левым полушарием, отвечающим за логику и здравомыслие.

Будьте щедрым на улыбку. Узнайте, как сделать её максимально искренней;

Не стесняйтесь выглядеть забавным. Поощряйте людей улыбаться, когда они смотрят на вас. Для этого можно позволить себе рассказать пару смешных историй, сумев привязать их к контексту вашего выступления.

Старайтесь контактировать абсолютно со всем географическим периметром присутствующих. На галёрке и по бокам тоже сидят люди, которые хотят, чтоб вы обратили на них внимание;

2 Манера речи (30%) – аудиальный канал – формируется из:

Публика обязательно даст оценку скорости вашей речи. Это важный момент. Помните, что начинающие ораторы редко обращают внимание на темп произнесения фраз. Но публика отметит это в первую очередь. Поэтому, «расстреливать очередью» зал не стоит.

Следующий пункт вашего звучания, который не останется без внимания – это громкость вашей речи или отсутствие таковой. Слишком тихое говорение – это фактор раздражения. Слишком громкая речь – зачастую насильственно воспринимается ушами слушателей. Не доводите до жалоб. Определите оптимальную норму, наблюдая за реакцией зала. Это не сложно. Вы можете даже спросить зал, о том, хорошо ли им слышно вас?

Обязательный пункт – это чёткость произнесения вами слов и фраз. Не глотайте слова.

Договаривайте каждое до конца.

Интонация – чем игривей она будет – тем лучше для вас.

Паузы в произношении – это способ обратить внимание на важный фрагмент речи.

3 Содержание вашей речи (10 %) – зависит от уровня вашей осведомлённости. От знания и владения опытом в теме вашего выступления. Тут я вам не советчик…
Но, в ваших силах помочь собравшимся лучше усвоить информационное содержание вашего выступления, за счёт дополнительных стимулирующих материалов – визуальных, компьютерных презентаций; плакатов, схем, рисунков и таблиц. Сделайте так – чтоб ваши слова приобрели наглядность. Так же, уместным станет использование метафор, притч, анекдотов, жизненных историй – которые могут стать основой для лучшего запоминания и ассоциациативными следами в памяти…

Кажется, что ваше сегодняшнее выступление потихоньку подходит к завершению. Вы отлично смотрелись во время выступления. Складывается твёрдое впечатление, что вы давно уже выступаете перед людьми. И, безусловно, вам это нравится. Своими действиями, вы можете доставить удовольствие публике! Вы действительно цените людей, которые дарят вам своё внимание, и взамен вы готовы подарить им качественное выступление, которое они запомнят, а вернувшись домой, – расскажут своим близким, что сегодняшний оратор был подобен грамотному «Кавалеру» знающему, как галантно ухаживать за красивой «Дамой».

Перед возвращением «в народ», выразите свою благодарность публике, за её Внимание к вам. Скажите, что вам приятно было выступать именно для этих людей. Добродушно улыбнитесь – и, хваля себя за то, как успешно вы сегодня выступили, спокойно покидайте место своего триумфа…

Автор: Андрей Жельветро

для сайта therapy.by


Опубликовал: PsihologКомментарии(0)

Поделись с друзьями!

Комментарии

Добавление комментариев отключено. Спасибо за понимание.



Рейтинг@Mail.ru