Терапия

Главная » Терапия » Обертонное пение: пес...

Обертонное пение: песнь ангелов

Обертонное пение: песнь ангелов.

Тема звука, работа со звуком, пение – сквозная линия исследований возможности использования звука для работы с собой, пространством переживания, работы со своим состоянием во все времена. В древних мифах есть знание о первозвуке, которым считается вибрация.

На днях в Минске прошел уникальный концерт в стиле «Sfumato». В нем участвовали мастера обертонного пения Галина Парфенова и Ольга Анисимова (Санкт-Петербург) совместно с белорусской группой Fratrez (Сергей Долгушев (вокал, флейты), А. Евдокимов (гитара), О. Полякова (флейта), А. Попова (скрипка), Минск). Исполнялись обертонные и средневековые песнопения. Это было что-то необычайное, загадочное, фантастическое...

Сфумато (итал. Sfumato) буквально означает затушёванный, исчезающий как дым. В живописи – это смягчение очертаний фигур и предметов, позволяющее передать окутывающий, обнимающий эти предметы воздух. Приём рассеяния (сфумато), в своих работах использовал Леонардо да Винчи. Предметы на его полотнах не имеют четких границ. Все, как в жизни: размыто, проникает одно в другое, а значит – дышит, живет, пробуждает фантазию…

Обертонное пение – древняя техника пения двух звуков – тона и обертона. Обертоны – это высокочастотные призвуки. В каждом звуке каждый момент присутствует целый ряд обертонов. Они напоминают о небесной природе звука, о гармонии золотого сечения.

В обертонном пении можно спеть одновременно тон и один из призвуков. Слушание и пение обертонов благодаря их высокочастотной природе дают подпитку коре головного мозга, восстанавливают силы, приводят в состояние глубокой релаксации, укрепляют иммунитет.

Экстрасенс Эдгар Кейс говорил о звуковой терапии, как о медицине будущего. Сегодня звук широко применяется в лечебных целях – это и резонансная терапия, и киматик–терапия, и некоторые другие виды звуковой терапии и звукового воздействия.

По мнению доктора Харлана Спарера (нью-йоркский хиропрактик), впоследствии подтвержденному доктором Джоном Болё, гармоническое пение оказывает воздействие на черепные кости и мозг, регулирует циркуляцию спинномозговой жидкости и дыхательный ритм. Циркуляция спинномозговой жидкости влияет на здоровье и жизнеспособность всего организма в целом. Нарушение этого процесса влечет за собой серьезные заболевания. Методика резонансного воздействия позволяет разрушать блокировки, препятствующие циркуляции спинномозговой жидкости, и тем самым излечивать поразившие организм недуги.

Одним из первопроходцев в области звукотерапии был английский доктор медицины, остеопат Питер Гай Мэннерс, который исследовал воздействия звука на структуру человеческого тела и протекающие в нем химические процессы. Доктор Мэннерс изобрел электронный прибор «киматик» и разработал методику «киматик-терапии», базирующуюся на предпосылке, что болезнь вызывается сбоем резонансной частоты. Он начал вычислять частоты, соответствующие здоровому уровню вибрации различных частей организма.

Доктор Мэннерс пишет: «В здоровом органе все молекулы имеют одинаковую структуру и гармонично взаимодействуют друг с другом. Если же в орган внедряется неверная частота, эта гармоническая взаимосвязь нарушается. Может случиться, что инородная вибрация окажется недостаточно мощной и природной частоте удастся пересилить ее. Но более мощная вибрация может распространиться на весь орган, кость, ткань и так далее. Можно, однако, укрепить больной орган, направив в него волну, частота которой совпадает с его природной частотой. Захватчик будет нейтрализован, и в органе восстановится прежний уровень вибрации. Это должно повлечь за собой выздоровление».

Все биохимические процессы, особенно биохимические процессы в клетке происходят с определенной частотой. Если на клетку воздействовать звуком этих частот, то энергетика клетки повышается. Это самый древний, восточный метод оздоровления. Это сочетание звуков называется мантра ОМ.

Работа с обертонами – это исследование внутреннего резонанса и вписывания во внешнюю акустику. Это лаборатория собственного звука, поиск объемного звучания и новых измерений в слушании и восприятии.

В древних способах пения обертоны занимали важное место. Они были гонцами священного мира Богов, вестниками жизни духа, мостками к миру предков.

Многие традиции сакрального пения вмещали в себя обертонное звучание. В XX веке в Европе и Америке возник новоевропейский стиль, базирующийся на доступных приёмах фонетики. Стали возникать гармонические хоры, исполняющие специальные композиции с обертонным пением. Интерес к этому явлению возник на грани саморазвития, естественного пения, музыкальной терапии, акустики, этнических звучаний.

«Когда я пою низкий сильный ровный тон, над ним высоко у самого потолка возникают звуки тихой флейты. Они не аккомпанирует мне. Они сами по себе. Это и есть обертоны моего голоса. Я нанизываю гласные, поигрываю языком и губами. Обертоны тихонько отзываются: октава – квинта – октава - терция… Обертоны подобны всполохам северного сияния. Они как радуга, распахивающаяся из белого цвета. Они как веер фокусника или распускающийся цветок. Еще образов, сравнений, метафор? Лучше их услышать.» говорит Галина Парфёнова (Журнал «Пигмалион» №2, С-Пб., 2008г.)

Чудо обертонного пения трудно передать словами. Как можно описать, что в обертонном пении вместо одного звука вы можете услышать и второй, появляющийся где-то высоко и напоминающий легкую, тихую флейту? Этот голос кажется надмирным. Он выводит свою мелодию, завораживает. Кажется, что он ничей…

Люди, впервые присутствующие на концерте обертонного пения, иногда реагируют скорее на вибрацию основного тона, которая способна вызвать резонанс в теле слушателя, чем на призвуки гармоник. Некоторое время спустя ухо привыкает к непривычному диапазону восприятия, впуская и реагируя на высокие частоты обертонов. В звуках может быть заключена гармония, но в слушании обертонов это становится глубинным переживанием. Обертонная «флейта» над голосом всегда пропевает неизменное арпеджио: октава, квинта, октава, терция…

«Обертонная лестница» представляет собой фиксированный ряд звуков относительно основного тона. Шаг между «ступеньками» 256Гц, если основной тон «До». 16 обертонов помещаются в слышимый человеком диапазон. В этом акустическом ряде гармоник заключены универсальные пропорции гармонии, способной произвести настройку вибраций человеческого существа.

Дон Кэмпбелл (Don Campbell) в своей книге «Рокот безмолвия» (The Roar of Silence) рассматривает звук, и, в частности, гармоники, как средства воздействия на организм и, в частности, на головной мозг человека: «Вызывая в том или ином органе вибрацию, гласный звук активизирует его и наполняет энегрией. От тона этого гласного зависит «точка попадания». Медицина не знает более безопасного  и быстрого способа локальной стабилизации кровоснабжения,  насыщения кислородом и притока энергии.»

Вот что пишут Ольга Анисимова и Галина Парфенова на своем сайте:

Когда мы стали петь обертоны и объяснять другим людям, как их петь, начали обнаруживаться особенности их воздействия, и то, что мы читали в книге Джонатана Голдмена «Целительные звуки», неоднократно подтверждалось на практическом опыте.

Каждый раз на концерте-тонинге (тонинг означает прозвучивание, длительное пение одного тона) мы слышим уникальные подтверждения проявлений действия гармонии. Для эффективного восприятия обертонов, чтобы звуки воспринимались на вибрационно-резонансном уровне, перед тонингом проводится специальная двигательно-звуковая разминка.

Слушать обертоны лучше всего с закрытыми глазами. Это помогает сконцентрировать все внимание на звуках и вибрационных ощущениях. Можно расположиться лежа или сидя в удобном положении. При этом очень важно сохранять прямую спину.

Слушатели размещаются внутри круга. Мы вдвоем с Ольгой поем, перемещаясь по кругу. Все оказываются в чаше звукового пространства между двумя голосами. Это время насыщенного восприятия. Мы поем интервалы, обертоны и полифонические импровизации. Обертонное пение дает возможность петь объемные звуки, пропевать звуковые пространства. Каждый интервал, если в нем пребывать достаточное время, рождает своеобычное переживание. Точная квинта пронзает и выстраивает. Терция успокаивает стабильностью. А после биения диссонирующей секунды мир звуков расширяется. Возможность следить за мелодией динамично сочетается со слушанием обертонов. Поэтому в нашу композицию входят полифонические двухголосия - имитации в средневековом или фольклорном стиле.

«Умение слушать тишину и получать радость от звучания – естественная часть нашей жизни» считает Ольга Анисимова.

Наше обертонное опевание завершается паузой тишины. В эти минуты последействия стихают и усваиваются те процессы, которые затронули обертоны.

После концерта люди, обычно, делятся своим впечатлением и рассказывают о том, какие ощущения они испытали, и как изменилось их состояние. Эти реакции весьма индивидуальны, но чаще всего говорят следующее:

- Волна звука откликается резонансом в теле, отмечая вибрацией ослабленные зоны. 
- Возникает эффект, будто разрозненные левая и правая стороны тела объединяются.
- После концерта-тонинга испытываешь обновление, сбрасываешь усталость. Как будто с тебя смели пыль и составили заново.
- Проясняется зрение.
- Приходит легкость и ощущение выхода из физического тела.
- Тем, кому это свойственно, видят переливы цветов или визуальные образы. Часто это горные хребты, или метаморфозы пространства.
- Те, кто занимается различными практиками, отмечает действие обертонных звуков по чакрам.
- Глубинные воспоминания детства проявляются по ассоциации с обертонным звучанием.
- После прослушивания обертонов может прийти решение какой-либо проблемы, могут проясниться смыслы и связи между явлениями.
- Последействие воздействия обертонов на организм продолжается и далее. Например, оно может сказаться на качестве сна в ночь после концерта.

Джил Перс, английская певица обертона, неоднократно заявляла в интервью различным изданиям: «Обертонное пение обладает мощным оздоровительным воздействием… Когда вы поете, вы начинаете замечать в собственном организме такие физиологические и психологические процессы, которые в обычном состоянии уловить невозможно. Поскольку обертональное пение требует невероятной концентрации, в работу вступают те зоны мозга, которые раньше пребывали в бездействии. И когда это происходит, вы вдруг понимаете, что перед вами распахнулись двери в иной, высший мир.»

Обертонное пение в исполнении Ольги Анисимовой и Галины Парфеновой – это нечто необыкновенное, чарующее и удивительное. Если Вы хоть раз побывали на их концерте – Вы запомните это на всю жизнь!

olga_anisimova_galina_parfenova_400

Ольга Анисимова и Галина Парфенова
/фото с сайта oberton-piter.ru/

 


Если Вам интересна эта тема, Вы можете посетить сайт Галины Парфеновой и Ольги Анисимовой (oberton-piter.ru)

Так же рекомендуем почитать книгу Джонатана Голдмена «Целительные звуки»

Олег Румянцев


Опубликовал: PsihologКомментарии(0)
Категория:

Поделись с друзьями!

Комментарии

Добавление комментариев отключено. Спасибо за понимание.



Рейтинг@Mail.ru