Терапия

Главная » Терапия » Психодиагностика: воз...

Психодиагностика: возникновение, сущность, цели и методики

Психодиагностика: возникновение, сущность, цели и методики

Психодиагностика – раздел психологии, изучающий методы определения психологических особенностей человека с целью наиболее полного раскрытия его внутреннего потенциала во всех сферах жизни.

История психодиагностики. Становление психодиагностики как самостоятельной области знаний происходит в конце XIX века. Это связано с четким осознанием потребности в оценивании индивидуально-психологических особенностей людей для нахождения решений разного рода психологических задач. Таким образом, можно утверждать, что психологическая диагностика отделилась от психологии под влиянием требований практики.

Начальным источником становления психодиагностики явилась экспериментальная психология, ее основы заложены во всех психодиагностических методиках. Изучение психических явлений и фактов в рамках точных методов естественных наук, повышенное влияние естествознания на анализ психический явлений послужили дополнительным стимулом развития психодиагностики.

Считается, что экспериментальная психология зародилась в Германии в 1878 году, ее создателем считается Вильгельм Вундт, основавший первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, основной задачей которой было изучение человеческих ощущений и сопровождающих их двигательных реакций, цветоощущение.

В 1883 году Фрэнсис Гальтон в созданную им же науку антропометрику, в дополнение к измерительным испытаниям физических параметров человека, включил измерение слуха, зрения и времени словесной ассоциативной реакции. Однако гораздо более весомый вклад в развитие психодиагностики Ф. Гальтон сделал несколько позже, придумав понятие “тест”.

Несмотря на развитие психодиагностики вследствие применения экспериментов, изучение человека не основывается на сугубо логическом развитии экспериментального метода. Изучение человека складывалось под влиянием запросов педагогики, медицины и промышленного производства.

Различные научные психологические школы по-разному отвечали на данные запросы и по-своему преподносили роль психодиагностики в процессе изучения личности. Наиболее примечателен взгляд на психодиагностику школ, чьи методики непосредственно связаны с принципами поведенческой психологии (бихевиоризма). Особенность бихевиоризма состояла в признании взаимосвязи между внешней средой и организмом, при этом организм, поддавшийся влиянию внешней среды, реагирует на нее и стремиться изменить сложившуюся ситуацию в благоприятную для него сторону и, в конечном итоге, приспосабливается к внешней среде. Поведение в модели бихевиоризма понимается как совокупность реакций организма на стимулы. В соответствии с этим основная цель психодиагностики заключалась в фиксации поведения человека. В результате следования данной цели и были разработаны методы тестов.

Цель и применение психодиагностики. Психодиагностика применяется в таких областях практики как: 1) психотерапевтическая помощь и оказание консультации; 2) проектирование возможного социального поведения человека (например, степени верности в браке); 3) анализ степени влияния изменения условий среды на психологическое состояние человека; 4) профориентация, консультация при подборе персонала; 5) судебная психиатрическая экспертиза; 6) организация воспитания и обучения; 7) анализ межличностных отношений и психологии личности. Главная цель психодиагностики – помочь людям во время переживаемого психологического напряжения принять правильное решение с наименьшими потерями для своей нервной системы. Именно этой цели посвящают свои жизни тысячи людей, вступивших на путь служения психодиагностике.

Почему нужна психодиагностика и насколько велика вероятность ситуаций, нуждающихся в помощи психодиагностики? Человек может свести к минимуму вероятность принятия неправильного решения в двух случаях:

1) Не принимать абсолютно никаких решений (иначе говоря, сидеть, сложа руки). Данный вариант нам не подходит, так как он делает невозможным достижение успеха. Невозможно достигнуть чего-либо, не предпринимая никаких действий.

2) Быть по-настоящему высококвалифицированным профессионалом во всех сферах деятельности, с которыми человеку приходится сталкиваться на пути к успеху. Однако, как известно, человек очень редко, практически никогда не бывает одинаково сведущ во всех сферах жизни. Но жизнь – изменчивая дама, и человек никогда не знает наверняка, в какой сфере ему придется реализовывать собственные знания. Причем это касается не только работы. Возьмите в пример мужчин, которые недавно стали молодыми папами – многие ли из них абсолютно готовы к этому?

Неготовность встретиться лицом к лицу с неожиданными проблемами порождает страх, психологическую зажатость и подавление инициативы. Для того, чтобы вернуть человеку уверенность в собственных силах, избавить его от страха перед неизвестностью, изменить ложно выстроенную модель поведения человека и существует психодиагностика.

Если разбить термин “психодиагностика” на составляющие, нетрудно догадаться, что предметом исследования в психодиагностике является: а) душа человека, его внутренний мир; б) детальный анализ этого внутреннего мира. Термин “диагноз” определяется как распознание отклонения человека от его нормального развития и функционирования. Для того, чтобы выявить эти отклонения, врач-психодиагностик производит анализ причин, как внутренних, так и внешних, заставляющих человека поступать так, а не иначе, а также в ходе исследования анализирует психические характеристики человека.

Задачи психодиагностики решаются различными способами. Первый способ – наблюдение за человеком в процессе оказания ему психотерапевтической помощи. Второй способ – наблюдение за индивидом в процессе его жизни, изучение его мотивов и реакций. Оба этих способа замечательно подходят для изучения основных сведений о человеке, однако обладают некоторыми недостатками, такими как существенная трудоемкость, не всегда доступны и применимы, могут давать искаженную информацию о человеке (в случаях недлительных наблюдений). Вследствие данных недостатков в психодиагностике были распространены специальные методики, позволяющие в течение короткого срока исследования получить всю необходимую информацию о психических характеристиках индивида. Помимо этого к преимуществам данных методик относится возможность сбора не только общей информации о человеке, но и о его особенностях, личностных характеристиках (интеллект, самооценка и т.п.). Именно о данных методиках пойдет речь в дальнейшем.

Методики психодиагностики. Все методики психодиагностики делятся в зависимости от подхода к исследованию человека (см. рис. 1). Выделяют объективный, субъективный и проективный подходы. При объективном подходе диагностика психических особенностей личности определяется на основании методов, применяемых человеком при выполнении деятельности и ее результативности. Согласно субъективного подхода анализ психических процессов производится путем самооценки человека на основании информации, которую человек предоставил о себе. При данном подходе оценивается поведение человека в определенных ситуация. При проективно подходе диагностика психики осуществляется на основании взаимодействия человека и внешним нейтральным материалом, становящимся объектом внимания вследствие его неопределенности.

psihodiagnostika_metod        
Рисунок 1 – Методики психодиагностики в зависимости от подхода

В объективном подходе представлены два основных вида методик – методика тестирования интеллекта и диагностики личностных способностей. Методика тестирования интеллекта направлена на определение умственного развития человека, а методика диагностики личностных способностей призвана определять способности человека, напрямую не связанные с интеллектом (так называемые свойства характера). Применение диагностики интеллекта и свойств характера одновременно позволяет получить представление о психических мотивах, которыми руководствуется человек при принятии решения относительно своих действий.

Диагностика уровня развития интеллекта человека представлена “тестами интеллекта”. Основными видами интеллектуальных тестов являются:

1. Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT). Данный тест был изобретен британским психологом Р. Кэттелом в 1958 году. Отличительной особенностью данного теста являлась возможность диагностирования уровня интеллектуального развития человека вне зависимости от влияния факторов окружающей среды. Интересным примером данного теста является диагностика уровня интеллекта среди детей и взрослых, не имеющих высшего образования. Все задания в тесте представлены в виде графических изображений. Тест состоит из двух частей, имеющих по 4 субтеста. Каждому испытываемому выдается бланк тестов с заданиями, в каждом из заданий присутствуют по пять вариантов ответа, а правильный ответ всего лишь один – именно его и должен выбрать испытуемый. На каждую из частей теста дается строго определенное время (см. таблицу 1).

Субтест 1 Субтест 2 Субтест 3 Субтест 4
1 часть 4 мин. 4 мин. 4 мин. 3 мин.
2 часть 3 мин. 3 мин. 3 мин. 3 мин.

Табл. 1. Время выполнения заданий теста CFIT

По истечению данного времени экспериментатор просит испытуемого отложить ручку в сторону и начинает подсчет балов путем сверки выбранных вариантов ответов с ключом. По статистике уровень средней нормы IQ достигается при наборе 90-110 баллов. Показатель выше данной отметки является признаком наличия в человеке умственной одаренности, показатель ниже этого уровня, напротив, свидетельствует о том, что человеку еще есть куда расти интеллектуально.

2. WISC (Тест Векслера). Шкала измерения уровня интеллектуального развития была разработана Дэвидом Векслером в 1939 году. Данный тест производит диагностику общего интеллекта и его составляющих – вербального и невербального интеллекта. Как и тест CFIT, тест Векслера разделен на 2 части – в первой части содержатся 6 вербальных субтеста, а во второй – 5 невербальных. Вербальные субтесты заключаются в проведении диагностики понятливости, осведомленности, способности воспроизведения цифровых рядов и нахождения сходства между предметами и изображениями. К невербальным субтестам относятся определение недостающей картинки, сложение фигур, шифровка, сложение фигур. В каждом из тестов содержится от 10 до 30 заданий, сложность которых повышается по мере их выполнения. Каждый из субтестов оценивается в баллах и выносится итоговый результат (шкальные оценки). В процессе подсчета результата детально анализируется каждое выполненное задание, определяется соотношение вербальных и невербальных сторон интеллекта, определяется итоговый уровень IQ. Анализ качественной и количественной оценки выполнения задания позволяют определить брешь в интеллектуальном развитии одной или пары сторон деятельности человека и наметить методы для их устранения. Низкий балл по какому либо из субтестов свидетельствует о нарушении в развитии одной из сторон деятельности человека. Классификация баллов и соответствующих им уровни IQ приведены ниже:

• 130 баллов и выше – очень высокий уровень IQ
• 120-129 баллов – высокий уровень IQ
• 110-119 баллов – хорошая нормальный уровень IQ
• 90-109 баллов – средний уровень IQ
• 80-89 баллов – низкий уровень
• 70-79 баллов – предельная зона
• 69 баллов и ниже – умственное отклонение.

3. Прогрессивные матрицы Равена. Данная методика диагностики интеллекта была представлена в 1936 году известным английским психологом Джоном Равеном. Автор методики был абсолютно убежден в том, что наилучшим методом измерения “фактора g” (фактора общего интеллекта человека) является нахождение взаимосвязей между абстрактными фигурами. При создании методики основой задачей психолога было изобретение таких тестов, которые были просты для понимания и удобны для обработки результатов, и в то же время были теоретически обоснованными.

В начале теста испытуемому предоставляются связанные между собой определенной зависимостью рисунки с фигурами, при этом одна из фигур отсутствует и дается как один из вариантов ответа на тест среди 4-8 прочих фигур. Задача испытуемого заключается в определении логической последовательности между фигурами и выборе правильного варианта, соответствующего закономерности расположения фигур, а также отражение номера выбранного варианта в листе-опроснике.

Тест Равена состоит из пяти блоков, в которых содержится 60 таблиц. С каждым переходом на очередной блок задание усложняется.

В блоке А содержатся задания на дополнение отсутствующей части изображения путем выбора варианта среди приведенных в таблице. Выполнение задания требует от испытуемого проанализировать компоненты изображения и найти сходные черты с одним из фрагментов, после чего посредством воображения соединить изображение с фрагментом в одно целое.

В блоке B от испытуемого требуется умение проводить аналогию между парами фигур. При решение блока B необходимо найти принцип, согласно которого построена фигура, и на основании этого подобрать недостающий фрагмент.

Блок С основан на принципе изменений в фигурах. Новые фигуры усложняются в процессе своего развития, наполняясь новыми элементами. Задача испытуемого – определить принцип, согласно которому происходит наполнение фигуры новыми элементами.

Блок D построен по принципу перегруппировки фигур, и заключается в нахождении данной перегруппировки.

Блок Е содержит в себе задание по разложению целостного изображения на  отдельные элементы.

Время прохождения данного теста – 20 минут, выполнение заданий сверх этого времени недопустимо. Выбор верного ответа на задание приносит испытуемому один бал. По окончанию тестирования балы суммируются и делаются выводы относительно степени развития интеллекта человека – при наборе 0-20 баллов развитие оценивается как очень слабое, граничащее с идиотизмом, а при показателе 140 баллов и более – как высокий уровень развития интеллекта.

4. Тест структуры интеллекта Амтхауэра. Данный тест разрабатывался с целью определения общего уровня способностей, так как профессиональная диагностика испытывала определенные трудности. При создании теста Амтхауэр опирался на мнение, что интеллект есть ни что иное как подструктура в общей структуре личности, имеющая тесную взаимосвязь с эмоциональной сферой жизни человека, его интересами и потребностями. Структура теста состоит из 9 разделов, в каждом из которых содержится по 16-20 заданий. Время на выполнение заданий каждого из разделов строго оговорено – от 6 до 10 минут в зависимости от сложности раздела. За столь короткий промежуток времени человек вряд ли успеет выполнить все задания, а потому оптимальной стратегией является быстрый переход от задания, в правильности ответа на который человек не уверен, к следующему заданию.

Тест структуры интеллекта Амтхауэра дает возможность провести подсчет результатов на трех уровнях:

А) Общий уровень интеллекта. Данный показатель определяется путем суммирования результатов по каждому разделу и дальнейшего переведения показателя в стандартный показатель. Несмотря на универсальность метода расчета общего уровня интеллекта следует учитывать определенные его особенности по отношению к испытуемым, а именно:

- результаты теста зависят от культурных и социальных условий развития испытуемых;

- на успешность прохождения тестирования влияет уровень полученного человеком образования. Так человек, получивший высшее образование, со значительной долей вероятности покажет лучший результат, нежели испытуемый, окончивший среднюю школу.

В связи с этим более целесообразным будет сравнение людей с одинаковым уровнем образования;

- тест предполагает быстроту мышления как один из ключевых факторов успешного прохождения теста;

-  тест в большей степени подходит испытуемым с математическим и естественнонаучным складом ума, нежели гуманитарным.

Б) Определение группы разделов теста, близких друг к другу по принципу факторности. К примеру, все разделы можно разделить на такие группы:

- Математические разделы (5 и 6). Высокие результаты по данному разделу показывают испытуемые с ярко выраженным математическим складом ума.

- Вербальные разделы (1-4). Предполагают навыки эффективного оперирования словами и словосочетаниями. Люди, проявившие себя в данных разделах наилучшим образом, обладают вербальным мышлением. Ориентация на изучение иностранных языков и общественные науки.

- Теоретические (2 и 4) и практические (1 и 3) способности. Для получения более корректных результатов тестирования данные разделы следует сравнить попарно.

- Конструктивные разделы (7 и 8). Предполагает высокий уровень развития пространственных способностей. Хорошие показатели по данной группе свидетельствуют об общенаучной одаренности, практической направленности человеческого разума.
В) Определение результативности по каждому из разделов.

Раздел 1 предполагает наличие у человека значительного запаса знаний. Ведущую роль играет способность человека проводить анализ поставленной задачи и находить пути ее решения. Данный раздел содержит вопросы из различных областей знаний, включая школьную программу. Раздел призван заинтересовать человека, вызвать у него желания пройти остальные разделы до конца.

Раздел 2. Смысл данного раздела состоит в выборе “лишнего” слова из пяти приведенных, которые не связаны с остальными словами по смыслу. В процессе выбора лишнего слова человек проводит анализ общих и различных для слов признаков. В дальнейшем производится сопоставление объектов. Тест предназначен для выявления способностей человека к аналитической деятельности, к способности определять отношения между сравниваемыми объектами.

В разделе 3 на основании выявленной взаимосвязи между двумя словами испытуемому следует из 5-7 слов выбрать одно слово, которое дополнит по смыслу взаимосвязь первых двух слов. Залогом успешного прохождения данного раздела теста является наличие у человека способности к обобщению, а наличие большого объема знаний отходит на второй план. Данный тест предоставляет информацию о потенциальных возможностях человека.

Раздел 4. Человеку называется пара слов, и он должен выделить в них общие признаки. Общих признаков у слов, как правило, множество, что дает возможность разделить их на первоочередные и второстепенные. Соответственно, если испытуемый назовет больше первоочередных признаков, ему будет присвоено большее количество баллов. Тест направлен на определение способности испытуемого к абстрагированию, наличие большого словарного запаса является одним из ключевых факторов успеха при прохождении данного раздела.

Раздел 5. Основой этого раздела являются арифметические задания. Данные задания предполагают достижение четко сформулированной цели, и потому требуют от испытуемого наличия развитой способности к умозаключениям. Также для достижения высокого результата по итогу прохождения теста человек должен обладать аналитическими способностями, потому что исходные условия задания могут быть пересмотрены, и решающему задачу нужно будет выделить основные ее элементы и систематизировать их. В дальнейшем следует разработать стратегию решения математической задачи, после чего на основании стратегии решения выделяются конкретные операции, выполнение которых позволяет достичь поставленной цели. Качество выполнения данных операций в значительной степени зависит от вычислительных способностей испытуемого. Раздел 5 прекрасно демонстрирует способности человека к математическому анализу и синтезу, математической грамотности, логическому мышлению.

Раздел 6. Задание заключается в нахождении такого числа, которое будет служить логическим продолжением предыдущего ряда чисел. Например, логическим продолжением для ряда чисел: 2, 4, 8, 16 является число “32”. Для правильного решения задания испытуемый, первым делом, должен обнаружить правило, по которому строится логический ряд чисел. Для успешного решения задания важное значение имеет способность к аналитическо-синтетической деятельности, а также способность обобщения на основе анализа отношений между числами в ряде.

Раздел 7. Предполагает работу с разрезанными частями одной целой фигуры. Перед испытуемым располагают несколько частей фигуры, являющихся ее элементами, а человеку следует собрать фигуру. Главной задачей теста является диагностика способностей человека к пространственному и логическому мышлению, а также способности к оперированию двумерными образами.

Раздел 8. Человеку предоставляют объемный рисунок кубика и несколько образцов этого же кубика. Задача испытуемого – определить, какой из кубиков находится в повернутом, а какой в перевернутом состоянии. Подобно разделу 7, этот раздел также определяет способность человека к оперированию пространственными изображениями.

Раздел 9. Испытуемому предлагается наизусть выучить ряд слов, после чего ответить на поставленные вопросы. В данном разделе выделяется два этапа тестирования – этап заучивания и этап воспроизведения. Цель раздела – диагностировать уровень развития краткосрочной памяти испытуемого.

Автор: Антон Ясыр
для сайта therapy.by


Опубликовал: PsihoterapevtКомментарии(0)
Категория:

Поделись с друзьями!

Комментарии

Добавление комментариев отключено. Спасибо за понимание.



Рейтинг@Mail.ru