Статьи

Главная » Психология. Всякая вс... » Искусство убеждения.

Искусство убеждения.

Искусство убеждения.

«Убеждение – это искусство». Жак Паже

Человек, умеющий убеждать других, обладает, несомненно, великим даром. Сформулировать свою мысль так, чтобы суметь убедить своего собеседника, не так-то просто. Для того, чтобы убедить других в чем–либо, необходимо, как минимум, самому искренне верить в то, о чем говоришь и во что хочешь, чтобы поверили окружающие. Слова вряд ли будут убедительны, если субъект сам будет сомневаться в том, что сообщает окружающим. Приводимые аргументы должны следовать в логической и понятной последовательности.

Умение убеждать может пригодиться практически в любой сфере жизни: в работе, в личной жизни, в общении со знакомыми и малознакомыми людьми. Самое главное – это найти золотую середину: уметь слушать и слышать не только себя, но и других.

История понятия «убеждение».

Стремительно изменяющиеся условия жизни побуждают человека к поиску новых средств существования. Среди них самые бесценные – собственное Я, Ты и Мы, сплетающиеся в таинство общения. Многие люди, даже профессионалы, теряются в лабиринтах человеческого общения, не смотря на то, что каждый стремится делать лучшее из того, на что способен. Учиться - это все равно, что плыть против течения: как только прекращаешь грести, течением тебя относит назад. При этом человек чаще всего полагается на интуицию. Это, к сожалению, а может и к счастью, не всегда срабатывает, каждому человеку свойственно переживать беспомощность и осуждать себя. Но не в меньшей степени важна уверенность в своих силах, в том, что способен достичь многого, в первую очередь поставленных перед собой целей.

Слова «убедить — убеждать, убедиться — убеждаться и убеждение» в современном русском языке тесно связаны между собой. Слово «убеждение» в значении «твердый взгляд на что-нибудь, вытекающий из общего мировоззрения, сложившийся на основе каких-нибудь идей», уже несколько отошло от значений глаголов убедить и убедиться, во всяком случае, не вполне соотносительно с ними. В русском литературном языке XVIII в. глагол «убедить» в подавляющем большинстве случаев употребляется в значении «уговорить, склонить увещаниями, просьбами». Но до 20—30-х годов XIX в., встречается употребление глагола «убедить» и в более широком значении – «побудить, принудить, склонить». По-видимому, следует различать еще оттенок в употреблении слова «убеждение», наметившийся в конце XVIII — начале XIX в., но не нашедший отражения ни в одном словаре русского языка: «довод, уверение».

В русском литературном языке 20—30-х годов XIX в. развилось новое значение слова убеждение: «твердый взгляд на что-нибудь как элемент цельного мировоззрения, идейный принцип, руководящая точка зрения, сложившаяся на основе непосредственного рационального познания действительности» (иногда даже, особенно в формах множественного числа — «мировоззрение в целом»).

Термин убеждение употребляется в двух смыслах. Во-первых, убеждение — это система взглядов и ценностей, осознаваемая индивидом и предающая его деятельности определенную направленность. Во-вторых, убеждение — это воздействие на индивида или массовое сознание с целью изменить их поведение, взгляды, ценности. Убеждение, как коммуникационный метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Убедить — значит добиться с помощью логического обоснования предлагаемого суждения согласия индивида или группы людей с определенной точкой зрения и такого изменения по сравнению с прежним сознания тех, кто убежден, чтобы они были готовы защищать эту точку зрения и действовать в соответствии с ней.

Одной из самых распространенных техник убеждения является дискуссия, причем дискуссия может быть явной и подразумеваемой (неявной). В ходе дискуссии по очереди рассматриваются те или иные тезисы, эти тезисы логически обосновываются с помощью аргументов. В результате принимаются те аргументы, которые являются наиболее убедительными, а наименее убедительные — отвергаются. Итогом убеждения являются добровольные изменения во взглядах или поведении, а не изменение поведения или взглядов в результате внешнего давления или подтасовки фактов.

Основные виды убеждения.

Как известно, вся процедура убеждения состоит из четырех ступеней: информирование собеседника, разъяснение, доказательство и опровержение.

Информирование несет в себе побудительную функцию, т.е. человек, прежде чем действовать, хочет убедиться, что нужно сделать и сумеет ли он это делать. Информирование в процессе убеждения осуществляется различными методами. Особенно важным методом является рассказ, т.к. рассказ представляет собой живое и образное изложение сути дела, особенно если сопровождается жестикуляцией. Разъяснение - растолковать, сделать ясным, понятным. Разъяснение так же подразделяется на виды: инструктивное; повествующее; рассуждающее. Инструктивное разъяснение актуально тогда, когда слушатель должен запомнить какую-либо информацию; повествующее – когда слушатель должен просто выслушать; рассуждающее разъяснение перед собеседником, вопросы «за» и «против».

При рассуждающем разъяснении можно поставить вопрос и самому ответить на него, а можно побудить к ответу собеседника. При рассуждающем разъяснении собеседник вместе с вами ищет пути разрешения ситуации, при этом он ощущает свою значимость. Если же попытаться «вытягивать» из него ответы, то он теряет свою значимость и уходит в психологическую защиту.

Следующая ступень убеждения – доказательство. Доказательство представляет собой процесс, строящийся на законах логики. Суть доказательства заключается в том, что выдвигается какой-то тезис (это также может быть мысль, положение, истинность которого надо доказать) и подыскиваются аргументы для подтверждения данного тезиса. Чтобы убедить людей или доказать им истинность тезиса нужны факты. Без системы фактов нет доказательства.

И наконец последняя ступень убеждения – это опровержение. В логическом плане опровержение обладает той же природой, что и доказательство. Опровержение имеет дело с критикой устоявшихся взглядов и стереотипов поведения людей, с разрушением и формированием его установок. Когда мы что-либо опровергаем, то встречаемся с чувством собственного достоинства оппонента, с его «Я». Бесполезно спорить с человеком, который ошибается, но все равно отстаивает свою точку зрения. Не стоит применять слишком глобальные методы, что бы «прижать к стенке» собеседника, таким образом не добиться желаемого результата, есть большая вероятность таким образом задеть его «Я». Поэтому при опровержении чего-либо прежде всего стоит уважительно относится к чувству собственного достоинства оппонента. Лучше всего начать беседу, уважительно называя своего собеседника по имени отчеству.

Применение метода убеждения.

Для того чтобы убедить одних, требуются очевидные факты и доказательства, другие готовы поверить вам на слово. Естественно, проще убеждать вторых, но таких людей не так уж много. Возникает вопрос «Как убедить других?».

Как уже говорилось выше, необходимо как минимум самому искренне верить в то, о чем говорите и во что хотите, чтобы поверили окружающие. В процессе убеждения необходимо уделять внимание самым мелким деталям вашего поведения, речи, жестикуляции, тому как вы стоите или сидите, тону голоса, взгляду.

В речи, например, ни в коем случае нельзя употреблять такие слова как «может быть», «наверное», а также слова–паразиты: «ну», «мм», «ээ», потому как эти слова будут выражать вашу неуверенность, следует употреблять слова утверждения: «непременно», «всем очевидно». Не следует употреблять «но», лучше применить «и». Лучше всего избегать слова «нет», поскольку, произнесенное с определенной интонацией («НЕТ!»), оно может произвести весьма негативное впечатление на собеседника, лучше употребить «не так». В процессе убеждения лучше забыть слова «только» и «просто» - они подчеркивает вашу неуверенность в сказанном. Следует задавать открытые вопросы и не отвечать кратко. Включайте собеседника в разговор с помощью «Вы» и «Мы», вместо того, что бы постоянно ставить себя в центр внимания с помощью «Я». Задавайте точные вопросы, что бы получить точные, но не краткие ответы. Говорить следует привычным для вас тоном голоса, не меняя его в процессе разговора. Употребляйте как можно больше фактов, каких-либо примеров жизненных ситуаций, которые говорили бы о вашей правоте. Для большей эффективности в процессе беседы упоминайте несколько раз ваши доводы - аргументы.

Установите и удерживайте с вашим собеседником зрительный контакт, если вдруг Вы заметили, что оппонент отводит взгляд (это может означать, что ему наскучил разговор, ему неинтересно) попробуйте снова поймать его взгляд и удержать. Можно так же использовать жесты в процессе разговора, т.к. слова подкрепленные жестами создают большее влияние (конечно, не следует злоупотреблять жестами).

Чтобы слушатель доверял вам, необходимо быть открытым для него. Вашу открытость подчеркивает прямая осанка, взгляд, непосредственно устремленный в глаза собеседника, ваша уверенность. Ни в коем случае не стоит переминаться с ноги на ногу, стойте уверенно и расслабленно. Оставайтесь спокойным и невозмутимым, не «выходите из себя». Если изначально человек своим внешним видом зарекомендует себя уверенным, грамотным в своем поведении, целеустремленным это обеспечит ему как минимум 70% успеха.

Умение убеждать – одно из самых ценных умений. Если мы действительно хотим изменить чье-то мнение, прежде всего стоит задуматься: как и почему возникло это убеждение, что сопутствовало ему. Если человек научится разбираться в этом, выявит эту основную проблему, то ему намного легче будет убедить других. Во всех случаях успеха добиваются в том случае, если дают человеку почувствовать его собственное «Я»: называют его по имени и отчеству, подчеркивают реальные заслуги, дают возможность проявлять инициативу, побуждают к самостоятельным действиям, стараются не навязывать чужого образа мыслей, а стимулируют к размышлению...


Опубликовал: PsihologКомментарии(0)

Поделись с друзьями!

Комментарии

Добавление комментариев отключено. Спасибо за понимание.



Рейтинг@Mail.ru