Терапия

Главная » Телесно-ориентирован... » Со стороны смерти. Бес...

Со стороны смерти. Беседа с автором метода танатотерапии - В. Баскаковым

Со стороны смерти

Метод, получивший название Танатотерапия (Thanatos (греч.) - бог смерти), был создан более 15 лет назад московским психологом Владимиром Юрьевичем Баскаковым, совместившим в своей работе многолетний опыт психоанализа, западных телесных психотехник и восточных учений о единстве тела и духа.

Традиционно этот метод определяют как одно из направлений телесно-ориентированной психотерапии, специализирующееся на глубинной проработке страхов, самым сильным из которых является страх смерти. От большинства прикладных психотехник тaнатотерапию отличает то, что за ней стоит определенная мировоззренческая позиция. Коротко ее можно обозначить как принятие естественности смерти, непротивление ей, извлечение из факта неизбежности смерти энергетического и нравственного ресурса.

Имя Бacкакова широко известно в России и за рубежом. Он является инициатором множества научно-практических конференций и автором нескольких хрестоматий. Долгое время В. Ю. Бacкаков возглавлял Международную программу "Культура тела", Ассоциацию тeлесно-oриентированных психотерапевтов. Итогом многолетнего опыта подготовки тeлесно-oриентированных терапевтов стало создание в 2001 году Института Тaнaтотерапии.

Сегодня В. Ю. Бacкаков отвечает на вопросы корреспондента "Психологической газеты".

Владимир Юрьевич, что послужило причиной того, что вы стали работать в таком специфическом направлении психотерапии?

В моей биографии был очень важный момент - сильное переживание, почти шок, когда лет в 5 я осознал, что смертен. Интересна моя реакция тогда - отчаяние (за себя) и обида (за всех живущих на Земле). Видимо, тогда и возникло вначале неосознанное, а затем и сознательное решение работать в этом направлении. В молодости я долгое время занимался различными восточными практиками, всесторонне развивающими тело. До тех пор, пока не осознал, что здесь есть какая-то ловушка. Развитие тела не избавляет от проблем, с этим же телом связанных. Потом пришло понимание разницы подходов. Всю терапию можно разложить с точки зрения энергии "инь" и "ян". Активного и пассивного начала. "Иньский" подход - это расслабление, принятие. В основе тaнатотерапии заложено иньское начало. Мы не боремся со страхом смерти, а пропускаем его через себя.

Тaнaтотерапия опирается на концепцию "правильного умирания". Вы также часто используете термин "естественная смерть". Что это означает?

Смерть застает сознание человека врасплох и причиняет немыслимые душевные страдания не только умирающему, но и тем, кто находится рядом с ним. Чем больше шансов отсрочить смерть предлагает современная медицина, тем "страшнее" для нас становится сам факт неизбежности конца жизни. Стремясь закрыться от нашего страха, мы стали закрываться от самих умирающих, прятать их за больничные стены...

Под правильным умиранием я понимаю достойный уход, неизбежный, но осознанный и принятый человеком и всем его окружением. Под "естественной" я подразумеваю не насильственную, не внезапную смерть, не суицид и не стремление к смерти. Естественная смерть характеризуется максимальной расслабленностью, уходом боли, сниженным или вовсе отсутствующим контролем со стороны сознания, пассивностью, "объектностью", "предметностью" тела.

На принципах моделирования характеристик тела только что умершего человека и построена Тaнaтотерапия. Человек должен принять естественность смерти не только на уровне разума, но и чувственно. Достижение этого состояния является целью работы. В этом случае акт умирания воспринимается как важнейший, пусть и последний, этап жизни, несущий в себе колоссальный сгусток энергии - катарсис умирающих.

Тaнaтотерапия - это какое-то воздействие на тело клиента?

Это последовательность определенных точно выполненных в максимально замедленном темпе приемов. От клиента во время сеанса не требуется в буквальном смысле слова ничего. Напротив, желание ощутить какие-либо особые переживания идет во вред, так как фиксирует сознание на привычных и ожидаемых телесных ощущениях, снять которые и является целью тaнатотерапевта.

Какие элементы восточных традиционных техник работы с телом кажутся Вам значимыми в наших условиях?

С традиционными восточными техниками в нашей стране всегда было непросто. Какими бы раскосыми не делали бы мы свои глаза, понятие "ци" для нас и для китайцев - это абсолютно разные реальности. И слава Богу! Пока наши бойцы каратэ-до следовали принципам "недеяния", "пустоты" и т. д. - всегда проигрывали на соревнованиях, вспомнили исконно русское "войти в раж" - нам опять нет преград. Многие восточные приемы и техники идеально нам подходят именно в качестве телесных метафор - "в покое, как гора", "подкрасться к бабочке и испугаться спящего тигра", "шаг слуги" и др.

Ваш метод успешно применяется для работы со страхами и фобиями, нарушением сна, проблемами в сексуальной сфере, для работы с будущими матерями и в ряде других, не связанных непосредственно со смертью случаев. Чем Вы объясняете такой широкий спектр приложения тaнатотерапии?

Фобия зачастую является следствием подавленных в свое время чувств. Также, как и употребление алкоголя, табакокурение, наркомания... Человек, не позволяющий себе проявлять чувства в повседневной жизни, ищет способ их отреагирования и создает ситуации, снижающие контроль.

В тaнaтотерапии широко используется специальный метод "заземления чувств" - контакт с чувствами (своими или своего клиента), означающий их осознание и отсутствие блокирования их телесных проявлений. Когда мы снимаем блоки, то помогаем сформировать иной смысл (почти по В. Франклу), а значит, формируем и иную реальность, в которой человек уже не может реагировать привычными паттернами.

Широкий спектр применения тaнатотерапии я объясняю глубиной связи процессов "жизнь - смерть", к которым обращается этот метод. Простой пример: попробуйте дышать только вдохами (жизнь), игнорируя выдох (смерть).

Вы рассматриваете сумасшествие как один из аспектов околосмертных состояний. Как клинически используется метод танатотерапии в случаях психических расстройств?

Сумасшествие как смерть следует из определения смерти - это смерть прошлой личности, прошлого статуса. Отсюда и страх коренных изменений ("Не дай мне бог сойти с ума..."), резкой смены места жительства, стремительных карьерных взлетов/падений и т. д. В большинстве примитивных (в смысле находящихся в более тесном контакте с природными явлениями) культур многие процессы перехода (взросление девочек, мальчиков, смена их статуса - "невеста", "воин") обычно инициируются через смерть или тяжелые испытания. Тaнатотерапия - модель такой инициации, такого испытания ("Боже, дай мне силы быть слабым!"), демпфер (смягчитель) такого перехода. Отсюда эффективность применения тaнaтотерапии в московских (Е. Гaзaрова) и екатеринбургских (К.Бaрaнников, А. Пономарев) психиатрических клиниках.

Отдельный вопрос касается суицида. Профессионал, я думаю, со мной согласится, что суицид может быть только один раз. Поэтому "попытка суицида" - опять же способ заигрывания со смертью с одной лишь целью - испытать сильное чувство, а значит, подтвердить себя живым.

Почему, несмотря на актуальность темы, так мало психологов занимается темой помощи умирающим?

Ответ краток - в силу "незаземленности" (или низкой "заземленности") своих чувств. На последнем Психотерапевтическом конгрессе в Вене было 2400 участников, более 800 докладов и work-shop'ов, только в двух из них тема смерти затронута напрямую. А это слет специалистов!

Кроме того, у нас нет развитой научно-практической базы для подготовки специалистов в области работ с умирающими. А в обществе нет традиции обращаться за помощью к специалистам этого профиля, что, конечно, связано, прежде всего, со страхом смерти, характерным для нашей культуры.

Кстати, наши попытки максимально приукрасить тело умершего - тоже следствие современного отношения к смерти. Эта традиция появилась только в конце 19 - начале 20 века с развитием медицины и тенденцией прятать смерть от глаз людей (особенно детей). Там, где присутствует мощный страх, есть и попытки "задобрить" ту силу, которая этот страх вызывает.

По наиболее распространенной классификации, умирающий человек проходит несколько стадий отношениях факту скорой кончины. В этом смысле все наше общество находится на стадии отрицания смерти.

А что может сделать тaнaтотерапевт?

Тaнaтотерапия помогает человеку развернуться лицом к смерти и даже найти в ней положительные стороны.

Особая функция тaнaтотерапевта - это помощь тем, кто ухаживает за больными и умирающими. Тaнaтотерапевт в этом случае обучает тому, как помочь максимально расслабить больного, снять боль, увести от беспокоящих мыслей, улучшить настроение и открыть путь для оптимизма.

Создание Института Тaнaтотерапии - это попытка изменить ситуацию с оказанием помощи умирающим в лучшую сторону?

В какой-то степени - да. Конечно, тaнaтотерапия - узкоспециальный метод. Но за ней стоит, я надеюсь, правильное миропонимание, и это дает мне надежду быть услышанным и понятым не только в среде узких специалистов.

Мы уже сейчас подготовили несколько учебных и терапевтических программ и готовы приступить к их реализации. Например, это трехгодичный цикл, включающий в себя изучение тaнатологии, суицидологии, терапии кризисных ситуаций, телесной терапии, с также истории искусств, культурологии, философии. Мы способны подготовить специалистов в самых разных направлениях - от работы с беременными (с психологической невынашиваемостью и снижением родовой боли) до работы в хосписах. Есть программа оказания помощи близким умерших. Есть опыт создания в Москве волонтерской группы, которая приходила в семьи, где умирают дети. Наконец, хотелось бы поработать с медиками, которым приходится много и часто сталкиваться со смертью.

Как Вы считаете, каковы перспективы развития метода танатотерапии в нашей стране и за рубежом?

Как показывает наш опыт, метод сегодня очень востребован. За полгода на наших семинарах в Петербурге прошли обучение 140 человек, а это немало. К сожалению, у многих из них интерес к методу далек от профессионального. Понимаете, если не осознавать причины такой "востребованности", это должно радовать. На самом деле - тревожит. Чувственно мир холодеет - отсюда востребованность смерти как той реальности, что дает испытать максимально сильные чувства. Переживая смерть другого, человек ощущает себя живым. Пусть это звучит дико, но это так. Это касается не только нашей страны, где всегда было много смерти, но и всего окружающего мира. В то же время, в обществе существует запрет на показ реальной смерти, без приукрашиваний и своеобразного словесного ритуала, шумихи, ажиотажа. Вспомните, какое общественное возмущение вызывали показанные по телевизору документальные кадры расстрела в Чечне солдат и мирных жителей. Или останков тел пострадавших в результате терактов. В Америке на месте крушения небоскребов работали сотни телекомпаний, но мир увидел только первые кадры, собственно теракт. Уже через несколько часов на показ отснятых материалов была наложена жесточайшая цензура и дальше мы наблюдали только скорбные лица ведущих, патриотично настроенных граждан, приспущенные флаги.

Если проследить историю отношения человечества к смерти, которое трансформировалось в результате изменения социально-психологических установок и способов восприятия мира, то подобное отношение наблюдалось в эпоху позднего средневековья. Тогда массовое обращение и даже пафосный натурализм в изображении смерти в произведениях искусства совпали с изменением отношения к смерти реальной. Кладбища переносились за городские ограды, и впервые за всю историю человечества тело и лицо умершего стало закрываться.

Владимир Юрьевич, как Вы рассматриваете взаимоотношение государства и психотерапевтической науки и практики - актуальные и желаемые?

Рассматриваю как сложные. В своей статье о "русском теле" я говорю о "государственной психотерапии", имея в виду оценку принимаемых государственных и политических решений с позиции психического здоровья нации и психологических (телесных) проблем российского общества. Этого не делалось никогда! Чего стоит полное цинизма откровенное называние гайдаровских реформ шоковыми. Психологи и психотерапевты еще десятки лет будут пожинать "успех" этой шоковой травмы российского общества.

Ваши пожелания современным практическим психологам.

Пожелание одно - жить! А для этого можно посмотреть на жизнь и с "обратной стороны Луны" - со стороны смерти, конечности. Как бы страшно вначале это ни показалось. О страхе смерти - отдельный разговор, но главная интрига в том, что большинство боится того, чего не знает. Как в том диалоге из фильма про разведчиков и "идеальный" яд. "А кто говорит, что он идеальный, - кто пробовал?"

Психологическая газета №6/81, июнь 2002


Опубликовал: therapistКомментарии(0)

Поделись с друзьями!

Комментарии

Добавление комментариев отключено. Спасибо за понимание.



Рейтинг@Mail.ru